Назад

Наставник – палочка-выручалочка или сдерживающий фактор?



Наставничество как метод обучения широко распространен в практике производственного обучения. В статье рассмотрим достоинства и недостатки данного метода обучения.

    Плюсы.

1.       Передача знаний от практикующего специалиста, который рассказывает и показывает тонкости и нюансы работы.

2.       Возможность вживую наблюдать, как ведется техпроцесс.

3.       Быстрая обратная связь: если непонятно, можно задать вопрос и получить объяснение.

4.       Хорошо работает в формате 1 на 1.

 

    Минусы.

1.       Наставник объясняет с высоты своего опыта, не всегда при этом учитывает опыт ученика. Некоторые вещи не объясняет, считая само собой разумеющимися и понятными.

2.       Учит только тому, что хорошо знает сам или считает нужным объяснять.

3.       Далеко не все могут правильно работать и рассказать, как правильно работать, объяснить свои действия.

4.       Долго.

5.       Наставник – такой же сотрудник, у которого есть норма выработки. И дополнительный балласт в виде учеников ему только мешает. Сами понимаете, каким будет качество обучения.

6.       Если носитель знаний один, а учеников несколько, такой вариант обучения непродуктивен. Предположим, нужно распространить правильный и эффективный опыт на всех работников участка. Организовать лекцию в учебном классе – малополезно, отработка практических навыков происходит только «в поле», у станка, пульта управления и др. Показывать на рабочем месте всей группе не получится: кто-то не видит, что происходит, кто-то не слышит объяснение.

7.       Еще одна проблема: как потом проверить знания ученика? Сразу допускать к самостоятельной работе на оборудовании? Цена ошибки в это случае может оказаться слишком высокой.

 

Резюме.

Тщательно отбирайте тех людей, к которым отправляете новичков на обучение. Лучше всего, если знания наставников тоже ежегодно проверять. Это даст уверенность в правильности передаваемых знаний и навыков.



Новый подход к созданию технологических регламентов
Технологический регламент является основным документом, определяющим технологический процесс на производстве. Но, к сожалению, в большинстве случаев регламенты и реальное производство живут отдельно друг от друга. Не раз слышал от технологов фразу: «Наша задача разработать документы, а что как делает производство мы не знаем».

Как обеспечить качество курсов для рабочих
Электронные курсы для рабочих профессий имеют одно принципиальное отличие от все прочих курсов: они должны не только дать определенные теоретические знания, но и научить человека делать определенные действия физически. Для того, что бы успешно справляться с этой задачей необходимо соблюдать ряд правил, некоторые из которых описаны в этой статье.

Некоторые принципы продуктивного электронного обучения
Как проводить эффективно обучение новичков с помощью электронных курсов.