Назад

Электронные курсы и мотивация персонала



    Старение технарей

Какой у Вас в компании средний возраст рабочего персонала? Старение профессионалов – естественный процесс, с которым бороться бессмысленно. Многие наши клиенты уже столкнулись с этой проблемой. Уходят на пенсию самые умные, самые опытные, самые безотказные сотрудники.

Что делать? Учитывать, что пришедшие на замену НЕ будут читать громоздкие инструкции в печатном виде. Многие пользуются бумажными версиями технологических и производственных инструкций и считают это достаточным. Для вас плохая новость: это не так! По словам нашей знакомой - директора по персоналу одного из кировских заводов – бумажные инструкции воспринимают люди старше 45. Они прочтут, поймут и даже будут работать, как там написано. Вернее, как они поняли. Правильно или нет, покажет практика. Для сотрудников моложе 40-45 лет необходимы другие подходы. Цифровое поколение, воспитанное на видеороликах из Ютуба, воспринимает информацию только в сжатом и наглядном виде.

Возможные «пути отхода»: кадровый резерв, перевод накопленных технических знаний, советов опытных в электронный вид. Создание актуальной базы технических знаний о методах и способах выполнения работы на вашем оборудовании. 

 

    Урри, Урри, где у него кнопка?

Как мотивировать сотрудника к производительному труду волнует каждого начальника. Наверняка, многие мечтают найти эту волшебную кнопку. Как она выглядит, не скажу, но в какой стороне искать, подскажу.

Новичок приходит в цех, и у него вооот такие глаза! Не знает, за что хвататься. Всем не до него, и часто его оставляют наедине в лучшем случае с наставником, у которого своей работы по горло. Иногда дают в руки инструкцию: «Здесь все написано, читай и иди работать. Ничего сложного».

Предлагаю другой подход: сначала научить, потом требовать. Ага, скажите вы. Где столько времени набрать, они раз в квартал меняются! Один из вариантов решения проблемы и научить, и текучку снизить - обучающий электронный курс, в котором все подробно рассказано и показано. Индивидуальная скорость обучения, не понял – посмотри еще раз, видео, фотографии для наглядности. Остановись, подумай, изучай вдумчиво. Изучил, пройди тест. Если хороший результат, можно отправлять на производство.

После изучения курса новичок уже не такой зеленый. И мастеру легче, человек пришел подготовленный. Да, ему нужно уделять время, но гораздо меньше, чем мастер потратит, объясняя все с нуля. И у сотрудника в случае чего уже не будет отговорок: «А я не знал», «Меня не так учили, я не виноват».

Причем здесь кнопка, спросите вы. Человеческое отношение, внимание к сотруднику позволяет повысить его вовлеченность, мотивацию. Если вы цените сотрудников, то они (как минимум, большинство) начинают трудиться с большей отдачей, допускают меньше ошибок и работают более продуктивно.

 

    Ума палата, да ключ потерян

Как обезопасить компанию от утечки мозгов.

Люди увольняются. Всегда. Какой бы расширенный соцпакет вы им не предлагали, всегда будет те, кто уходит. Когда с производства уходит человек с опытом, с наработками, с ценной информацией в голове, это всегда потеря. Потеря в сроках, его нужно заменить, замену нужно обучить. Потеря в качестве, если замена не такая опытная. Потеря в знаниях, наработках, которые у работника были в голове, интеллектуальная потеря.

Оставим в стороне извечный русский вопрос: «Кто виноват?», разберемся «Что делать?».

Чтобы знания людей были еще и знаниями компании, пока у вас на производстве работают такие люди (звезды), соберите их самый ценный опыт. На его основе создайте курс по специальности, который позволит сохранить самое важное внутри компании.

На своем опыте знаем, что информация – один из ценнейших ресурсов предприятия. Когда в нашей области запускался машиностроительный завод, многие предприятия машиностроительной отрасли ощутили резкий отток опытных, профессиональных кадров. Кадровый голод, необходимость самим готовить замену, резкое снижение качества выполняемых работ и увеличение сроков – те основные проблемы, которые приходится решать по сей день. Или как строительство распределительных центров федеральных ритейлеров резко повысило спрос на грамотных водителей погрузчиков.

 

Риски ухода сотрудника на пенсию, увольнение из-за переезда или перехода к другому работодателю, возможный шантаж со стороны сотрудника с высоким уровнем профессионализма – все эти проблемы позволит решить электронный курс по специальности или производственной линии. Он создается на основе опыта самых знающих сотрудников, и их знания остаются с вами, даже в случае ухода.

 

    «Опыт растет прямо пропорционально выведенному из строя оборудованию» (Постулат Хорнера) или кто на производстве допускает больше брака

На одном из заводов провели анализ, кто делает наибольшее количество ошибок на сборке. Оказалось, что больше половины всего брака допускают новые сотрудники в первый месяц работы. Посчитали убытки, провели анализ системы адаптации персонала. Стало ясно, что просто стоять за спиной наставника и смотреть, как он работает, явно недостаточно. Понятно, что у наставника часто нет времени и умения обучать. Кроме того, в первые месяцы работы не всегда есть возможность увидеть «вживую» все виды брака, т.к. некоторые встречаются достаточно редко. Но сотрудник должен о них знать и уметь отделять «зерна от плевел». Или работа во внештатных, аварийных ситуациях. Их же не будешь моделировать для каждого новичка в отдельности.

На заводе поменяли систему адаптации для рабочих. Разработали курсы по каждой технологической операции. Курс выстроили по следующей схеме: подробное видео выполняемых работ, детальные пошаговые инструкции с хорошими фотографиями. В конце проверка знаний разными вариантами вопросов.

За первые полгода применения такой системы снизилась текучка кадров. На сегодня в компании нет открытых вакансий на производстве. Сотрудники не сбегают в первый месяц работы, испугавшись сложности. Сократилась доля брака. Систематизировали технологический процесс, удалось добиться единообразия в выполнении рабочих операций.


Как обеспечить качество курсов для рабочих
Электронные курсы для рабочих профессий имеют одно принципиальное отличие от все прочих курсов: они должны не только дать определенные теоретические знания, но и научить человека делать определенные действия физически. Для того, что бы успешно справляться с этой задачей необходимо соблюдать ряд правил, некоторые из которых описаны в этой статье.

Наставник – палочка-выручалочка или сдерживающий фактор?
Наставничество как метод обучения широко распространен в практике производственного обучения. В статье рассмотрим достоинства и недостатки данного метода обучения.

Новый подход к созданию технологических регламентов
Технологический регламент является основным документом, определяющим технологический процесс на производстве. Но, к сожалению, в большинстве случаев регламенты и реальное производство живут отдельно друг от друга. Не раз слышал от технологов фразу: «Наша задача разработать документы, а что как делает производство мы не знаем».