Назад

Как обеспечить качество курсов для рабочих



                                                              «Делать сложное очень просто, а вот делать простое очень сложно»
                                                                                                                                                             Г.С. Шпагин

1.    Общее.
Основными отличиями курсов для рабочих от других является их максимальная конкретика и простота. Это фундаментальные цели, к которым стоит стремиться при создании данных продуктов.
2.    Целеполагание.
Этап, который многие игнорируют, но на самом деле он определяет каким будет курс. При формировании целей курса должны быть учтены следующие факторы:
- какова аудитория курса,
- прохождение курса будет добровольное или обязательное,
- по каким критериям будет оцениваться эффективность курса,
- каким образом будет проходить изучение курса.
Все эти критерии крайне важны при выборе формата и наполнения курса, поэтому необходимо дать четкие ответы на эти вопросы.
3.    Стадия сбора информации.
Сбор информации необходимо проводить в два этапа. Первый этап - это получение и изучение технологических инструкций, инструкций по охране труда и прочих материалов, имеющихся в наличии.  После ознакомления с данными материалами, разрабатывается предварительный сценарий курса.
Второй этап – это этап «полевого» сбора информации. На этом этапе производится аудио- видео- фотосъемка технологического процесса, собираются дополнительные материалы. На данном этапе очень важно четко определить, какое ответственное лицо за какие вопросы отвечает. Зачастую на производстве за разные вопросы отвечают разные службы, например: производственный отдел, служба качества, отдел ОТиТБ и прочее. Для получения качественного материала каждая из служб должна иметь возможность вносить коррективы в процесс съемок.
Так же стоит внимательно относится к информации, размещенной на стенах цеха, имеющейся в наличии у мастеров, рабочих, начальников производств. Как показывает практика, они зачастую руководствуются материалами, которых нет у технологов. На этапе сбора информации важно аккумулировать как можно больше материалов, зафиксировав, кто и для чего их использует.
При проведении видео и фотосъемки техпроцесса необходимо особое внимание уделить не только правильности выполнения самих действий работников, но и таким факторам, как: наличие, своевременное и правильное применение всех необходимых СИЗ, чистота спецодежды, правильные перемещения работников, правильность размещения тары и изделий на рабочем месте и многим другим факторам. Надо понимать, что все что попадет в кадр и будет использовано в курсе будет потом истолковываться учениками как верные действия, либо правильное положение вещей. Это требует высочайшего внимания ко всему, что попадает в кадр.
4.    Стадия систематизации, проверки и анализа информации.
Наиболее трудозатратная стадия. На ней всю полученную информацию необходимо изучить, систематизировать, выявить противоречия и недосказанности, обсудить с ответственными лицами возникшие вопросы и прийти к согласованному решению. Данная стадия занимает львиную долю времени подготовки курса и является ключевой для обеспечения его качества. Без глубокой проработки собранного материала, курс получится не только противоречивым и поверхностным, но также может встретить массу нареканий со стороны различных служб.
Необходимо также убрать всю лишнюю информацию, которая не нужна целевой аудитории курса. Зачастую различные службы предприятия просят включить в курс как можно больше информации по их тематике, считая, что таким образом можно повысить качество обучения. На самом деле это усложняет курс, нагружает его ненужной информацией и, в конечном итоге, снижает его эффективность.
Провести анализ видео и фото материалов, выявив противоречивые и некорректные моменты. Далее производится разделение материалов на три группы: которые можно использовать без доработки, которые можно использовать с доработкой и которые нельзя использовать.
Изучается техническая и технологическая документация, после чего выделяются наиболее значимые этапы и моменты, на которые будет сделан основной акцент при создании курса.
Определяется пакет нормативной документации, информация из которой должна войти в курсы. После анализа нормативных актов в них выделяется необходимая для включения в курс информация.
Какие параметры необходимо контролировать на этапе:
- Полнота информации.
Собранная информация должна в полном объеме отражать технологический процесс и все его нюансы. Как правило основная часть информации после этапа сбора находится в формате фото-, видео- и аудио-  информации. Даже на производствах, где регламентирование находится на высоком уровне, доля описанной в регламентах информации находится на уровне 30-50%. При этом часть информации в этих регламентах не релевантная.  
- Наличие противоречий.
Наличие различных подходов, параметров и прочих данных в различных источниках применительно к одной операции или процессу. Иногда даже в одном источнике информации бывают значительные разночтения. При обработке информации необходимо выявить такие противоречия и принять с ответственными лицами наиболее правильный вариант.
- Различия с фактом.
Различие между регламентированным выполнением операции и фактическим ее выполнением. Причины данной ситуации могут быть как отставание регламентов от фактического техпроцесса, так и слабый контроль соответствия фактического выполнения регламентированному. В этом случае необходимо заново пересмотреть варианты и определиться какой из них правильный. Может так случиться, что оба варианта будут неверны и должны быть заменены на третий вариант исполнения.
- Достаточность источников.
Важно, чтобы при разработке и реализации техпроцесса использовались все важные источники информации. Например, при складировании сырья в цехе не руководствовались документацией его изготовителя и осуществляли складирование неправильным образом, что сказывалось на его физических свойствах.
5.    Разработка программы обучения.
После того, как собранная информация обработана корректируется предварительная программа обучения. при этом необходимо следить за целостностью повествования в курсе, последовательностью подаваемой информации и ее полнотой.
6.    Создание самого курса.
Далее вся выбранная информация перекладывается в формат электронного курса в соответствии с разработанной программой. в зависимости от предмета создаваемого курса, особенностей описываемой деятельности применяются различные инструменты для подачи информации. Необходимо определить, какой вид информации будет наиболее эффективно передан каким методом.
- выделить наиболее значимые части и на них сделать акцент,
- минимизировать текстовую составляющую,
- максимально визуализировать процесс,
- синхронизировать потоки информации через разные каналы,
- определить и придерживаться логический последовательности подачи информации,
Главное при разработке курса – релевантность и понятность информации. Чем проще внешне будет казаться курс, тем более глубокая работа проведена по его созданию, тем эффективнее он будет и, соответственно, обучение по нему покажет более высокие результаты. Именно поэтому наиболее трудозатратны этапы подготовки и обработки информации, нежели само создание курса.  
7.    Создание электронной обучающей площадки предприятия.
Если курс создан в формате SCORM, то его можно использовать самостоятельно без какого-либо дополнительного программного обеспечения. Но наилучшего эффекта можно достичь при использовании его в рамках системы СДО (системы дистанционного обучения) предприятия. Это позволит администрировать курсы и пользователей, получать расширенную аналитику и минимизировать трудозатраты на обучение.

5 ситуаций, когда электронные курсы будут особенно эффективны
В современном мире главной ценностью стала информация. Для производственного предприятия накопленная сумма технологических знаний, опыт давно работающих сотрудников – один из самых ценных активов. Электронные курсы для производственного персонала – это большая база знаний. Используя багаж знаний, наработки опытных, грамотных сотрудников, мы создаем учебный курс, который сохраняет знания внутри компании.

Новый подход к созданию технологических регламентов
Технологический регламент является основным документом, определяющим технологический процесс на производстве. Но, к сожалению, в большинстве случаев регламенты и реальное производство живут отдельно друг от друга. Не раз слышал от технологов фразу: «Наша задача разработать документы, а что как делает производство мы не знаем».

Некоторые принципы продуктивного электронного обучения
Как проводить эффективно обучение новичков с помощью электронных курсов.