Назад

Организация производственного обучения с помощью электронных курсов. Год спустя

    Что имеем до начала проекта

    Процесс адаптации был выстроен так. Новичка прикрепляли к опытному сотруднику на конвейере. Сначала наблюдал за работой, потом читал карту контроля. В карте прописаны основные действия и точки контроля: что и как осматриваем, что соединяем и в какой последовательности, какие дефекты недопустимы. Затем новичка ставили на самостоятельное выполнение операции. Результат такого подхода: 40% брака допускали именно новички в первые месяцы работы.

    При этом имели низкую лояльность среди опытных сотрудников, которые вынуждены тратить время на обучение новичка и контроль выполняемой им работы. Как результат - высокая текучка и большой процент уволившихся в первый месяц работы.

Перед разработчиками поставили задачи.

1.      Снизить брак. Научить определять дефекты комплектующих.

2.      Добиться правильной последовательности действий на каждой операции.

3.      Снизить текучку кадров.

4.      Получить на выходе «универсального солдата», который знает много операций на конвейере. Получить взаимозаменяемых рабочих на участке сборки.

    Реализация проекта

    Изучаем карту контроля и описание техпроцесса. Снимаем, как выполняет операцию опытный сотрудник. В среднем, итог съемки каждой операции – 10 видеороликов и 300 фотографий каждого этапа и всех комплектующих. Монтируем ролик, отбираем фотографии. Разрабатываем пошаговые инструкции, поясняем каждый шаг фотографией. Оформляем курс в корпоративных цветах.

    Расставляем акценты, повторяем важные моменты в течение курса 4-5 раз. Дополняем курс фотографиями возможных видов брака на данной операции. Заканчиваем тестом с вопросами разного типа:

- выбрать правильный ответ из предложенных,

- выбрать область на фотографии, где будет производится соединение,

- расставьте действия в правильной последовательности,

- из 4-5 фотографий укажите те, на которых есть брак.

    Проверяем орфографию, проверяем соответствие технологическим инструкциям. Отправляем на проверку экспертам Заказчика. Вносим их правки. Готово!

    После внедрения электронных курсов в процесс обучения:

- Отказались от наставничества. Среди опытных сотрудников выбрали «звезд», провели экзамен на знание всех операций сборочного цикла. Лучшего назначили мастером производственного обучения.

- В комнате мастеров поставили компьютер. Здесь новичок изучает первые 3 операции с помощью электронного курса. После сдачи теста новичка ставят к конвейеру, где он выполняет работу под присмотром мастера производственного обучения.

- Новичков одновременно может быть до 5 человек. Мастер переходит от одного у другому, контролирует качество их работы, подсказывает, где могут быть ошибки.

- У сборщиков есть материальный стимул к дальнейшему повышению своей квалификации. Если сотрудник хочет зарабатывать больше, он может пройти обучение по дополнительным операциям. Чем больше операций на конвейере освоил сотрудник, тем выше у него часовая ставка.

- Компания добилась взаимозаменяемости, вырос интерес сотрудников к повышению квалификации.

- Отказ от наставничества повысил лояльность у «старожилов». Они не тратят время на обучение новеньких, успевают выполнять план и зарабатывать премию.

- Текучка кадров и процент брака в результате внедрения электронных курсов снизились в 2 раза.