Назад

Новый подход к созданию технологических регламентов



     Технологический регламент является основным документом, определяющим технологический процесс на производстве. Но, к сожалению, в большинстве случаев регламенты и реальное производство живут отдельно друг от друга. Не раз слышал от технологов фразу: «Наша задача разработать документы, а что как делает производство мы не знаем».

     Вот и получается в итоге, что ведется огромная работа по регламентированию производственных процессов, а по факту это только видимость. Причин такой ситуации можно выделить несколько:

     Одна из причин, такого положения вещей кроется как раз в самом формате технологического регламента. Как правило это текстово-графический документ, на основе которого потом разрабатываются технологические и рабочие инструкции, методики и прочее. Можно выделить следующие недостатки данного формата:
1.  Очень часто данный документ создается технологами «для галочки» и слабо связан с реальным положением вещей. Для проверки данного документа у руководства, как правило, нет ни времени, ни знания тонкостей технологического процесса.
2.  Такие документы тяжелы для понимания даже инженерным персоналом, не говоря уже о простых рабочих и мастерах.
3.  Довольно трудозатратно провести обучение всех необходимых лиц знанию данных документов. Мало просто раздать необходимые документы заинтересованным лицам и сказать: «Изучите». Без проверки знаний никто даже не откроет документ. А что бы провести проверку, необходимо собрать комиссию, члены которой сами должны хорошо знать документ. И практика показывает, что проверка знаний на таких комиссиях производится довольно формально.

     В итоге данные документы оседают на полках технологов и в работе практически не используются. А ведь сил и средств на это было затрачено огромное количество.

     Одним из вариантов решения данных проблем является оформление технологических регламентов в виде электронных курсов. Электронные курсы – это специальные электронные документы, состоящие из видео, аудио, текстовых материалов, интерактивных элементов и системы проверки знаний. Чем же они могут быть полезны в исправлении вышеописанной ситуации?

     Начнем с того, что в основе данного формата лежат фото-видео-аудиоматериалы с реального производства. То есть для того что бы их получить, необходимо как минимум произвести данный процесс «вживую». Лучше всего, если фото-видеосъемка будет производиться под контролем группы заинтересованных участников: технологов, производственников, мастеров. В данном случае все разногласия будут согласовываться по месту и на реальном процессе, а не на бумаге, которая иногда месяцами ходит между службами и читают её по диагонали. Благодаря этому мы получаем вполне жизненное описание процесса, согласованное со всеми службами в довольно короткие сроки.

     Во-вторых, данный формат имеет более высокую лаконичность и на порядок понятнее текстово-графических описаний. Зачастую то, что требует описания несколькими абзацами текста занимает пару секунд на видео. Более широкий инструментарий курсов позволяет использовать максимально удобный инструмент для передачи информации в каждом конкретном случае, тогда как текстово-графический формат имеет в арсенале только 2 инструмента.

     В-третьих, более высокая информативность, ведь в видео передается много дополнительной информации, которая отсутствует в обычных регламентах.

     В-четвертых, формат электронного курса подразумевает передачу знаний любому количеству лиц с минимальными трудозатратами администратора курса. Ведь регламенты создаются не для того что бы лежать на полке, а для того, чтобы все участники знали, как вести техпроцесс и эти знания у них в головах были единообразны. И не надо никаких комиссий, экзаменов и аттестаций. Разместили людей в компьютерном классе, пусть изучают, сдают тесты. Контролировать данный процесс вполне может один специалист.

     В-пятых, наличие расширенной статистики и аналитики. В случае использования системы СДО, мы можем как администрировать курсы, так и получать данные о том, кто какие курсы прошел, с каким результатом, где были основные сложности.

     Естественно, что данный формат не универсален, но в большинстве случаев он гораздо эффективнее и действеннее традиционных способов. Есть, конечно, еще более продвинутые инструменты, такие как виртуальная и дополненная реальность, но это уже другой порядок затрат и оправданы они далеко не всегда.


Электронные курсы для рабочих: шпаргалка для начинающих
Если вы планируете начать электронное обучение производственного персонала, рекомендации из этой статьи будут вам полезны.

Электронные курсы и мотивация персонала
Как встроить электронные курсы в систему мотивации персонала и как они сами могут быть мотивирующим фактором.

Наставник – палочка-выручалочка или сдерживающий фактор?
Наставничество как метод обучения широко распространен в практике производственного обучения. В статье рассмотрим достоинства и недостатки данного метода обучения.